РУС БЕЛ ENG

Правовое воспитание

Законодательство Республики Беларусь об ответственности родителей за воспитание детей

Права ребёнка в Беларуси

Общие принципы Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка

Об административной ответственности

Уголовная ответственность несовершеннолетних регулируется уголовным Кодексом Республики Беларусь

Правонарушения и причины их совершения несовершеннолетними

Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах

Противодействие торговле людьми в Республике Беларусь

     В настоящее время проблема торговли людьми, к сожалению, продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

     Беларусь является преимущественно страной происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, в основном, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации, а для трудовой эксплуатации – как правило, в Россию.

     Учитывая актуальность проблемы торговли людьми, Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы. Кроме того, Беларусь является участником всех универсальных конвенций ООН в области борьбы с торговлей людьми.

     За короткий срок в стране выполнен значительный объем работы по совершенствованию и приведению к международным стандартам национального законодательства.

     В марте 2005 года принят Декрет Президента, который урегулировал ключевые позиции в таких сферах, как трудоустройство и обучение граждан за границей, международное усыновление, деятельность брачных, модельных и туристических агентств. В августе 2005 года издан Указ Президента, которым регламентируется понятие «жертва торговли людьми» и определяются меры по защите и реабилитации жертв трафикинга.

     В Уголовный кодекс Беларуси в 2005 и 2008 годах внесены изменения и дополнения. В настоящее время в республике действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния (максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества). Вот эти статьи:

1) Статья 171 «Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией»,

2) Статья 171 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,

3) Статья 181 «Торговля людьми»,

4) Статья 181 «Использование рабского труда»,

5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),

6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».

     В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества.

Своеобразным итогом законодательной деятельности в данной сфере стало принятие в январе 2012 года Закона Республики Беларусь      «О противодействии торговле людьми», который был разработан по инициативе МВД и обобщил все нормативные акты республики в данной сфере. При подготовке закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

     Кроме того, законодательно получило закрепление понятие «порнографические материалы или предметы порнографического характера с изображением несовершеннолетнего». Данное обстоятельство позволит акцентировать усилия правоохранительных органов на борьбе с изготовлением и распространением детской порнографии.

     В Беларуси реализуется национальный план действий по противодействию торговле людьми, представленный в виде государственных программ.

     В Беларуси в противодействии торговле людьми задействованы государственные органы, средства массовой информации, международные организации и общественные объединения.

 Механизм оказания помощи жертвам торговли людьми закреплен на законодательном уровне. Для реабилитации жертв торговли людьми предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:

1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;

2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;

3) медицинская помощь;

4) психологическая помощь;

5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи или в детские интернатные учреждения;

6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу.


Как не стать жертвой торговли?

Независимо от пола, возраста, национальности и религиозных убеждений, всем людям угрожает одинаковая опасность. В большинстве случаев жертвами торговли людьми становятся люди с низким уровнем жизни, несовершеннолетние или люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.

Признаки, свидетельствующие о том, что вам грозит опасность:

  1. Вам предлагают быстрый, легкий и большой заработок. Вам предлагают билет только в одну сторону. Нет даже намека на заключение контракта, все держится на обещаниях. Вы не можете найти никакой официальной информации об этой фирме.

С особой осторожностью относитесь к объявлениям следующего содержания: «Работа для девушек в качестве официанток, танцовщиц, и так далее. Профессиональная подготовка не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем», «Высокая оплата», а также к таким объявлениям, где указан только номер мобильного телефона и нет других контактных номеров и адреса фирмы.

  1. Малознакомые люди предлагают вам деньги в долг со «сказочными» условиями предоставления и возвращения долга. Просят взамен паспорт или иные документы.
  2. Малознакомые (к сожалению, нередко – знакомые) люди предлагают вам поехать за границу совершенно бесплатно или с минимальными тратами под любыми предлогами: работа, отдых или это знакомство по интернету.

Куда обратиться за помощью?

Круглосуточный единый номер телефона милиции – 102

«Горячая линия» по безопасному выезду за границу Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси – 8 (017) 218 52 64

Управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси: 8 (017) 218 71 70

Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь»): http://www.lastrada.by/

1) Инфолиния по безопасному выезду и пребыванию за границей «113» (с 8.00 до 20.00 без выходных). Звонок бесплатный со стационарных телефонов по всей территории. Обслуживаются звонки с территорий г. Минска, Минской, Витебской и Могилевской областей.

2) Телефон для звонков из-за рубежа и с мобильных телефонов: +375 17 211 02 51

Белорусское Общество Красного Креста: 8 (017) 327 14 17

Представительство Международной организации по миграции (МОМ) в Республике Беларусь:  8 (017) 284 46 91 или 284 46 02.

свернуть

Профилактика жестокого обращения с животными

Анализ информации, поступающей в последние несколько лет свидетельствует о тенденции роста случаев жестокого обращения с животными.

   Зачастую несовершеннолетние осуществляют видеозапись совершаемых ими противоправных деяний, которую впоследствии распространяют в социальных сетях и мессенджерах.

Статья 19.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости .Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

Наказание за жестокое обращение с животными

Кодекс Республики Беларусь

об Административных Правонарушениях

 

Статья 16.29. Жестокое обращение с животным или избавление от животного

  1. Жестокое обращение с животным (за исключением истязания животного), не повлекшее его гибели или увечья, –влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.
  2. Избавление от животного – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
  3. Жестокое обращение с животным, выразившееся в истязании животного либо повлекшее его гибель или увечье, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Примечание.

  1. Под жестоким обращением с животным в настоящей статье понимаются истязание животного, нанесение ему телесных повреждений, натравливание животных друг на друга, иные действия (бездействие), влекущие причинение вреда здоровью животных, в том числе травмы и увечья, или гибель животных (за исключением случаев использования животных в научном эксперименте или опыте, доклиническом исследовании лекарственных средств, биологическом тестировании, образовательном процессе, производстве биологических препаратов, иных случаев, предусмотренных законодательством), а также нарушение условий содержания животных в соответствии с зоотехническими, зоогигиеническими и ветеринарно-санитарными правилами, приводящее к истощению организма животных.
  2. Под истязанием животных в настоящей статье понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений путем систематического нанесения побоев, сечения, удушения, связывания конечностей и иными способами.
  3. Под избавлением от животного в настоящей статье понимается прекращение содержания животных без передачи их новым владельцам либо сдачи в пункт временного содержания животных, приют для животных, а также если в случае пропажи зарегистрированных собак и кошек их владельцы в течение трех суток не подали заявление о пропаже этих животных в организацию, осуществляющую регистрацию собак и кошек.

Статья 16.30. Нарушение правил содержания животных

  1. Нарушение правил содержания животных – влечет наложение штрафа в размере от одной до пятнадцати базовых величин.
  2. То же нарушение, повлекшее причинение вреда здоровью людей или имуществу, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест

 

Чтобы не было на улицах бездомных животных, нужно стать другом домашних животных, окружить заботой того, кто живет рядом с нами, следить за ними, направлять их воспитание, знать их повадки и любить своих питомцев.

 

свернуть

Статья 4.1. Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс

1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:

1) знать, в связи с совершением какого административного правонарушения в отношении него начат административный процесс;

2) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента фактического задержания;

6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

7) пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

8) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или протокол процессуального действия;

9) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также с материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

10) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

11) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;

12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

13) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

2. В порядке, определенном настоящим Кодексом, права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

3. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

3) подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

4) участвовать в производстве процессуальных действий.

4. Физическое лицо – индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.

5. Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями, предусмотренными пунктами 1, 10–13 части 1 и пунктом 4 части 3 настоящей статьи. Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя, который обладает правами и обязанностями, предусмотренными пунктами 2–9 части 1 и пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи.

свернуть

Половая неприкосновенность

  • Памятка «Чтобы ребенок не стал жертвой насилия»

    Памятка

    «Чтобы ребенок не стал жертвой насилия»

    Жизнь и здоровье – самое дорогое, что есть у человека.

    Здоровье детей - это будущее нашей страны.

    Почему именно ДЕТИ становятся жертвами  преступлений?

    Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.

    Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

    • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.
    • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
    • серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
    • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
    • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
    • знать, что ребенок смотрит (исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия).

    Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

    Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить

    “Правило пяти “нельзя”:

    • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
    • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
    • Нельзя садиться в чужую машину.
    • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
    • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

    Также Вы должны внушить своему ребенку следующие правила поведения

     вне дома:

    Если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед.

    Если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, объясни, как ему пройти до интересующего места, и ни в коем случае нельзя поддаваться на его уговоры проводить. Даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда с ним идти.

     

    Памятка

    «Чтобы ребенок не стал жертвой насилия»

     

    Что нужно знать, чтобы не стать жертвой насильника:

    • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
    • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
    • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай:«Нет!».
    • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые.
    • Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от неё(могут силой усадить в машину и увезти)
    • ни в коем случае не разговаривай с людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину.
    • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды.
    • Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
    • Никогда не садись в чужую машину, даже если за рулем женщина.
    • Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
    • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку. Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
    • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними. Вавтобусе, трамвае, метро, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка - твоя.
    • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
    • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
    • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону улицы.

    ЗАПОМНИ! Жизнь и здоровье – самое дорогое, что есть у человека.

    Обратиться за помощью можно: в консультативно-информационный центр «Диалог» УЗ «Столинская ЦРБ»

    г. Столин, ул. Дзержинского, 102, тел. 8 (0165) 52-42-87

    свернуть
  • Телефоны «Доверия»

  • Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

    АЛГОРИТМ

    информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

     

    Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

    Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

    Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

    Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

    Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

    Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

    Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им

     

    1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

    2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

    3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

    интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

    Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

    Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

    Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

    Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

    1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
    • их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
    • очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
    1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

    3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

     Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

    1. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
    • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
    • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
    • противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
    • обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
    • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
    • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
    • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

    Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

    Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

    • информация, поступившая от ребенка;
    • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
    • информация, поступившая от работников учреждений образования;
    • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
    • информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
    • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

     

     

    Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

     

    При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

    Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

    • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
    • поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
    • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

    Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

    осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

    в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

    В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

    При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

     

    5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» 

    свернуть
  • ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

    ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ,

    чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

     

    ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

     

    Настораживающие признаки

    Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.

    Обратитесь за помощью как можно раньше.

    Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.

    Как действовать

    Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

    Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.

    Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

    Что говорить

    Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.

    Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

    Профилактика

    Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

    Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

    ■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

    ■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

    ■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребенком.

    ■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

    ■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

    ■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

    ■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

    Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

    Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

    Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

    Например,

    • у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
    • ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
    • ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

    Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

    Краткосрочные последствия:

    Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

    Долгосрочные последствия:

    Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

    • проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
    • чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
    • потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
    • потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
    • потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
    • проблемы в школе;
    • ребенок может убежать из дома.

    Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.

    Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

    Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

    Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

     

    Признаки сексуального насилия

    у детей и подростков

     

    1. Физические признаки:

    Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

    Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

    Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

    Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

    - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

    - гематомы (синяки) в области половых органов;

    - кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

    - гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

    - боль в нижней части живота;

    - повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

    - болезни, передающиеся половым путем;

    - беременность.

    Изменения в поведении:

    Изменения в выражении сексуальности ребенка:

    - чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

    - поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

    - соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

    - сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

    - необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

    1. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

    - замкнутость, изоляция, уход в себя;

    - депрессивность, грустное настроение;

    - отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

    - частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

    - истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

    - трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

    - отчуждение от братьев и сестер;

    - терроризирование младших и детей своего возраста;

    - жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

    - амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

    Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

    - неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

    - резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

    - прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

    - принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

    - отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

    Изменения самосознания ребенка:

    - падение самооценки;

    - мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

    - боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

    - боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

    Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

    Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.

    Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

    Остановитесь! Оглянитесь!

    Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

    Профилактика преступлений

    против половой неприкосновенности несовершеннолетних

     

    свернуть
  • СТ. 166-170 УК РБ Преступления против половой неприкосновенности ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

    СТ. 166-170 УК РБ Преступления против половой неприкосновенности

    ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

    Статья 166. Изнасилование

    1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование)-наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
    2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренныестатьей 167настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
    3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

    1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), -наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
    2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
    3. Действия, предусмотренныечастями 1или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 

    Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

    1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренныхстатьями 166и 167 настоящего Кодекса, -

    наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

    1. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей,статьями 166или167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. 

    Статья 169. Развратные действия

    1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренныхстатьями 166,167 и 168настоящего Кодекса, - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
    2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения,-наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет. 

    Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

    1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
    2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
    свернуть
  • Ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов

    Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

     

    1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего –

    наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

    2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

    наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

    3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

    наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

    свернуть
  • Профилактика жестокого обращения с детьми

     Профилактика жестокого обращения с детьми

    Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

    Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

    Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

    Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием ребенка  в семье  никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

    Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

    Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    •  Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
    • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
    •  Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
      К психической форме насилия относятся:
      - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
      - угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
      - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
      - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
      - ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
      - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
    • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
      К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
      - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
      - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

    Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

    - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
    - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
    - безработица, постоянные финансовые трудности;
    - постоянные супружеские конфликты;
    - статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    - низкий уровень культуры, образования;
    - негативные семейные традиции;
    - нежелательный ребенок;
    - умственные или физические недостатки ребенка;
    - «трудный» ребенок.

    К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

    Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

    • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
    • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
    • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
    • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    Помните, насилие - порождает насилие!

    Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

    Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

    Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
    Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
    Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.
    Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
    Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

     

    Есть несколько пунктов в воспитании детей, которые мы должны знать и соблюдать:

    Первое: Ни в коем случае нельзя бить ребенка по лицу. Это может способствовать развитию у него комплекса неполноценности. А в дальнейшем он может вырасти трусливым человеком. Непроизвольно он будет бояться любого, кто будет протягивать руку к его лицу.

    Второе: Никогда не кричите громко ему в лицо, если, по вашему мнению, он допустил ошибку. Такое поведение с вашей стороны может быть расценено им как руководство к действию. Каждый раз, как только он будет видеть ошибки у других людей, он также будет кричать на них и повышать голос.

    Третье: Никогда не теряйте самообладание в присутствии детей. Не кричите, не бейте посуду. Иначе ребенок будет думать, что, разбив например, тарелку, он найдет выход из трудной ситуации. А также ошибочно станет полагать, что битье посуды успокаивает нервы.

    Четвертое: Ребенок никогда не должен видеть сцены насилия в семье. Порой, даже в шутку, когда родители дурачатся, изображая драку, ребенок воспринимает это всерьез. Начинает плакать, у него теряется чувство защищенности, когда он видит, как страдают самые дорогие для него люди.

    Пятое: Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, надо прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

    Шестое: Ограничьте просмотр психотравмирующих передач. Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей. Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.

    Соблюдайте 4 заповеди мудрого родителя

    1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

    2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

    3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

    4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

    Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

    свернуть
  • Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

свернуть