РУС БЕЛ ENG

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений

 Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних включают в себя как причины и условия, которые являются общими для всей преступности в целом, так и характерные, присущие только преступности несовершеннолетних и связанные, как правило, с возрастными и индивидуальными особенностями личности несовершеннолетних.

Под причинностью понимается объективная, всеобщая генетическая (порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием.

Многообразие проявлений преступности взаимосвязано с различными сторонами общественной жизни, что, в свою очередь, вызывает необходимость рассматривать причины преступности в трех уровнях:

  • индивидуальном, в основе которого изучение конкретной личности преступника, механизма его преступного поведения, обстоятельств и факторов, породивших совершение преступления;
  • социологическом, предусматривающим изучение социальной, экономической, политической, духовной и иных сфер общественной жизни человека, влияющих на формирование его личности и мотивацию преступного поведения;
  • философском, учитывающим объективно существующие в обществе социальные противоречия.

Влияющие на преступность причины могут быть общие, в основе которых совокупность всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, которые ей способствуют, и специфические, составляющие часть общих причин, приводящих в определенных ситуациях и условиях к совершению преступления.

Совокупность криминогенных факторов, обусловливающих антиобщественную установку личности и мотивацию её преступного поведения, является общей причиной конкретного преступления.

Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение, включают в себя социальную среду, состоящую из:

  • условий, формирующих негативные нравственно-психологические качества личности;
  • самой личности с негативными нравственно-психологическими свойствами и антиобщественной установкой;
  • условий, связанных с возникновением конкретной криминогенной ситуации;
  • решения совершить преступление;
  • преступления.

Преступление с точки зрения причинности должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и конкретной внешней ситуации. Сама же личность преступника развивается на основе взаимодействия наследуемых психофизических задатков индивида, его социально приобретенных негативных нравственно-психологических качеств с внешней средой и социальной действительностью.

Схема механизма преступного поведения разработана академиком В.Н. Кудрявцевым и состоит из взаимосвязанных компонентов между средой и человеком, совершающим преступление. Взаимосвязанные компоненты состоят из:

  • формирования мотивации;
  • принятия решения, планирования;
  • исполнения решения;
  • посткриминального поведения (введен дополнительно).

Мотивация включает процесс возникновения, формирования преступного поведения и определения преступной цели. Мотив преступного поведения – это внутреннее побуждение к действию, определяемое потребностями и асоциальными способами их удовлетворения, интересами,

чувствами, эмоциями, возникшими под влиянием внешней среды и конкретной ситуации.

В причинности преступного поведения подростков и взрослых принято выделять пять групп факторов:

   Биологические факторы, затрудняющие социальную адаптацию ребенка и требующие как социально-педагогической коррекции, так и медицинской. Подразделяются:

  • на генетические, то есть передаваемые по наследству (нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, дефекты зрения, слуха и т.п.);
  • физиологические, включающие внешнюю направленность (дефекты речи, внешнее уродство, приводящие к нарушению межличностных отношений);
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок и негативного воздействия окружающей среды, вызывающих различные заболевания;
  • Психологические факторы, включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления) отдельных черт характера;
  • Социально-педагогические факторы, обусловленные недостатками школьного, семейного и иных видов воспитания, компенсирующиеся приобретением негативного социального опыта;
  • Социально-экономические факторы, выражающиеся в отсутствии социальных способов получения достойного заработка, безработице, инфляции, обнищании, экономическом неравенстве и т.п.;
  • Морально-этические факторы, состоящие в упадке нравственности, разрушении духовных ценностей, ориентировании только на материальные потребности и т.п.

Кроме общих причин и условий, присущих преступности взрослых и несовершеннолетних, у преступности несовершеннолетних существуют специфические причины и условия, находящиеся в сфере социализации личности подростка: в семье, школе, трудовой, досуговой деятельности и др.

В сфере семьи и ближайшего окружения такими причинами являются:

  • ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;
  • рост числа неблагополучных семей и разводов;
  • снижение экономического благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение в семье алкоголизма, наркомании и криминальной идеологии и др.

В сфере образования:

  • недостаточное стимулирование учеников к обучению;
  • непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;
  • неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т.п.);
  • отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.

В сфере трудовой деятельности:

  • невозможность трудоустройства;
  • низкая заработная плата;
  • негативный социальный климат в трудовых коллективах и др.

В сфере досуга:

  • отсутствие возможностей для полезного, развивающего времяпрепровождения;
  • развал детских клубов и спортивных секций;
  • культ насилия, насаждение субкультуры в средствах массовой информации;
  • активизация деятельности деструктивных религиозных сект по вовлечению в свои ряды молодежи и т.д.

Мотивация преступности несовершеннолетних имеет свои особенности, например, при совершении подростками краж корыстные мотивы имеются лишь в каждом из трех-четырех случаев. В остальных случаях – это мотивы солидарности, самоутверждения, связанные с групповой зависимостью и возрастным легкомыслием. При этом существует тенденция возрастания корыстных мотивов при совершении несовершеннолетними убийств и тяжких телесных повреждений. В целом корыстная мотивация преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является превалирующей и достигает 40-50% из общего количества преступлений несовершеннолетних, на втором месте стоят хулиганские мотивы.

Несовершеннолетию сопутствует неустойчивость психики, обусловленная процессом полового созревания, физического развития, социального и нравственного становления личности. Этот период в результате ненадлежащего содержания, воспитания и контроля может сопровождаться правонарушающим поведением в основе которого:

  • искаженные представления о нормах морали и таких понятиях как смелость и трусость, верность и предательство, честность и подлость и т.п.;
  • отсутствие способности правильно оценивать поведение людей, окружающие явления и события;
  • неумение отличать главное от второстепенного и определять нравственность целей и средств их достижения;
  • эмоциональная неуравновешенность, повышенная возбудимость и смена настроения;
  • повышенный интерес к познанию окружающего мира при отсутствии необходимых знаний и опыта;
  • повышенная физическая и жизненная активность, стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению;
  • отторжение прямого воспитательного воздействия;
  • внушаемость, доверчивость и склонность к подражательству.

Криминологические исследования установили взаимозависимость образовательного уровня от склонности к правонарушениям: уровень образования несовершеннолетних преступников более низкий, чем у сверстников, не совершающих правонарушения. Среди несовершеннолетних правонарушителей часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, профессиональных училищах и иных учебных заведениях.

Исследования семейного положения несовершеннолетних преступников показывают, что более 2/3 из них воспитывались в неполных или неблагополучных семьях, где постоянно происходили скандалы, насилие, пьянство, взаимные оскорбления и т.п. Неблагополучная семья влияет на возникновение и развитие у подростков психических отклонений и формирование асоциальных привычек.

Круг общения несовершеннолетних правонарушителей в основном представлен лицами ранее судимыми, злоупотребляющими спиртными напитками, наркотиками и ведущими паразитический образ жизни.

Преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер и отличается повышенной импульсивностью, жестокость, дерзостью, изощренностью и ситуативностью. Доля групповых преступлений несовершеннолетних в 2-5 раз выше аналогичных показателей взрослой преступности и наиболее характерна для разбойных нападений, грабежей и краж. Групповой характер преступности несовершеннолетних связан с психологическими особенностями поведения человека в группе. При совершении несовершеннолетними правонарушений в группе индивидуальные особенности каждого из них подавляются психическим комплексом, присущим группе в целом. Группировки несовершеннолетних с антиобщественной направленностью все чаще переходят в разряд бандитских формирований, организованной и профессиональной преступности.

Деформация нравственных и правовых ориентаций подростков подчиняет понятия товарищества, дружбы, долга, совести и т.п. групповым интересам, которые часто расходятся с интересами общества и государства.

В среде несовершеннолетних правонарушителей нарушение норм права и морали признается вполне допустимым, если этого требуют интересы группы, а соблюдение закона ставится в зависимость от вероятной возможности наказания. Мотивационная сфера правонарушений несовершеннолетних базируется на агрессивности, жестокости, эмоциональной неуравновешенности, упрямстве, отсутствии способности сострадать и адекватно оценивать степень опасности своих поступков для окружающих и для самого себя, заниженном чувстве страха перед смертью, отставании в психическом и физическом развитии и т.д.

Г. М. Миньковский подразделяет несовершеннолетних преступников по степени (глубине) деформации личности:

  • совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки общей положительной направленности личности;
  • совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности;
  • совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей устойчивой антиобщественной позиции;
  • совершившие преступления в результате сформировавшейся антиобщественной позиции.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Исследования показывают, что ещё до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Правоохранительным органам не удается обеспечить неотвратимость наказания, что создает атмосферу безнаказанности и почву для роста подростковой преступности.

Своевременное выявление причин и условий правонарушений несовершеннолетних, эффективная профилактическая деятельность по их нейтрализации и устранению должны стать основным направлением государственной ювенальной политики. Опыт зарубежных стран показывает, что профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних может быть вполне успешной и результативной, когда ей уделяется необходимое внимание, силы и средства.

 

Педагог социальный, С.К.Земских