ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Дети-сироты (биологические сироты) – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты), – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие:
лишения родителей родительских прав;
отобрания их у родителей без лишения родительских прав;
признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными;
признания родителей безвестно отсутствующими;
объявления родителей умершими;
нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей;
заболеваний родителей, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности;
отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы;
оставления их родителями в организациях здравоохранения;
согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми;
обнаружения их брошенными;
в других случаях отсутствия попечения родителей.
Замещающая семья – форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К данной категории семей относятся приемные семьи, опекунские, попечительские семьи.
Приёмная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приёмные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот в соответствии с Положением о приёмной семье, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора (на воспитание принимается до 4-х детей-сирот).
Опекунская (попечительская) семья – семья, в которой дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, не имеющие статуса детей, оставшихся без попечения родителей, при временном отсутствии их родителей, воспитываются опекунами или попечителями, как правило, родственниками.
Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.
При временном отсутствии родителей по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.п.), если ребенок оставлен ими на попечение родственников или других близких лиц, установление опеки или попечительства необязательно. При длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей опека или попечительство над их детьми устанавливается, если это необходимо в интересах детей. Такие дети не имеют статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не пользуются льготами, установленными законодательством для детей указанной категории.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающих семей в учреждении образования осуществляют педагогические работники, на которых возложены обязанности по сопровождению данных семей (педагог социальный, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатель и др.).
Сопровождение замещающих семей осуществляется по следующим направлениям:
обследования условий жизни и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей) не реже двух раз в год;
контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни в приёмных семьях:
в первые три месяца воспитания каждого приёмного ребенка – не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц: во второй и последующие годы воспитания ребенка – один раз в полугодие;
проведение диагностики: микроклимата семьи, особенностей воспитания подопечных, внутрисемейных взаимоотношений; диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей подопечных и т.д.;
оказания консультативной помощи приёмным родителям, опекунам, попечителям по вопросам адаптации детей в новой семье, воспитания и развития подопечных;
психолого-педагогическое просвещение законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
помощь в организации отдыха и досуга подопечных;
проведение коррекционной работы с воспитанниками (помощь в обучении, профилактика девиантного и делинквентного поведения воспитанников и др.);
информирование и просвещение педагогов об особенностях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, организации работы с ними.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В учреждении образования оформляется следующая документация по сопровождению замещающих семей:
1. папка с нормативной правовой документацией (см. раздел I);
2. списки воспитанников замещающих семей по категориям:
воспитанники приёмных семей;
воспитанники опекунских (попечительских) семей.
3. накопительные материалы групповых занятий и мероприятий, проводимых с воспитанниками и замещающими родителями, материалы консультаций, рекомендации и т.д.
4. на каждого воспитанника замещающей семьи формируется личное дело, в котором должны находиться следующие документы:
4.1. копия свидетельства о рождении;
4.2. копии документов, подтверждающих статус несовершеннолетнего;
4.3. копия решения районного исполнительного комитета о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего;
4.4. сведения об опекунах (попечителях);
4.5. акты обследования условий жизни и воспитания подопечного;
4.6. оценка потребностей приёмного ребенка (проводится в ходе подготовки очередного плана развития приёмной семьи, 1 раз в полугодие);
4.7. оценка потребностей приемных родителей;
4.8. план развития приёмной семьи, (составляется сроком на 6 месяцев, согласовывается с директором СПЦ, утверждается начальником отдела образования);
4.9. психологическая и педагогическая характеристики на подопечного (в обязательном порядке при переходе на следующую ступень обучения в учреждении общего среднего образования);
4.10. графики сопровождения периода адаптации (на вновь размещенного ребенка в приёмной семье);
4.11. материалы диагностических исследований, анкетирования и т.п.
4.12. «дорожная карта» занятости несовершеннолетнего во внеурочное и каникулярное время;
4.13. анализы планов развития приёмной семьи, которые не реже 1 раза в полугодие заслушиваются на совещании при директоре (педагогическом совете), медико-психолого-педагогическом консилиуме;
4.14. аналитические материалы по итогам мониторинга положения детей в замещающих семьях;
4.15. информация о близких родственниках и ближайшем окружении приёмного ребёнка;
4.16. иные материалы по сопровождению ребенка и семьи.
Кроме того, в личном деле подопечного могут находиться:
копия единого билета;
выписки по итогам прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
иные документы, поступившие в учреждение образования, свидетельствующие о положении несовершеннолетнего в семье.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ПОДОПЕЧНОГО
Информация, содержащаяся в акте обследования условий жизни и воспитания подопечного (далее – акт) должна быть достоверной, соответствующей текущему положению дел в семье.
При заполнении подпункта «Дополнительные сведения о жилье» оценивать безопасность, комфортность условий проживания ребенка, соответствие состояния жилья санитарно-гигиеническим требованиям.
Пункт «Микроклимат семьи» (заполняется по результатам диагностики, наблюдения, бесед с членами семьи) должен включать информацию об особенностях взаимоотношений между членами семьи, поддержании авторитета родителей, характеристику эмоционального климата семьи, привязанности и т.д.
Пункт «Характеристика семейного воспитания» должен содержать сведения не только о типе воспитания, но и оценку умения опекунов устанавливать границы и правила поведения для подопечного, особенностей семейного быта, уклада и традиций, системы поощрений и наказаний, участия опекунов (попечителей) в образовательном процессе, в формах психолого-педагогического просвещении.
В пунктах «Психофизическое развитие ребенка», «Социальное развитие ребенка» должна быть представлена как можно более подробная информация о психофизическом развитии ребенка, о занятости ребенка в учреждении образования (факультативы, кружки, секции и т.д.), в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи.
Пункт «Заключение» должен отражать качественную оценку безопасности и комфортности условий содержания и воспитания подопечного, их соответствия требованиям, установленным законодательством, при необходимости с выводами и рекомендациями по улучшению данных условий, а также анализ выполнения рекомендаций, данных в ходе предыдущего посещения.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
При переходе воспитанника замещающей семьи из одного учреждения образования в другое, по акту приёма-передачи передаются документы его личного дела.
Акты приёма-передачи документов личного дела составляются в двух экземплярах, подписываются представителями учреждений образования и хранятся в каждом учреждении.
Данная памятка обязательна для использования в работе специалистов социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, педагогических работников, на которых возложены обязанности по сопровождению замещающих семей.