В современном мире экстремизм уже стал рассматриваться как феномен современной социальной реальности.
В самом общем смысле экстремизм – это взгляды и действия нетерпимого, нетолерантного характера вплоть до применения насилия по отношению к приверженцам иных взглядов.
В настоящее время в Республике Беларусь и непосредственно на территории Витебской области участились случаи выявления фактов изготовления и распространения информационной продукции, имеющей признаки различного рода экстремистских проявлений. С момента вступления в силу КоАП Республики Беларусь от 06.01.2021 г. № 91-З такие факты имеют место и на территории Сенненского района.
Экстремизм по законодательству
Под экстремизмом (экстремистской деятельностью) понимается деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, — граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, — организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем (ч. 1 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму):
o насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
o захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
o создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
o содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
o распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
o оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
o создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
o осуществления террористической деятельности;
К экстремистским материалам отнесена информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенная для публичного использования, публичного распространения либо распространенная любым способом, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность и признанная экстремистскими материалами по решению суда (ч. 2 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму).
Меры противодействия экстремизму
Государственные органы, являющиеся субъектами противодействия экстремизму, в пределах своей компетенции реализуют следующие профилактические меры:
1. официальное предупреждение;
2. предписание;
3. приостановление деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, индивидуального предпринимателя (постановлениями Генерального прокурора, прокуроров областей, г. Минска);
4. признание организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, экстремистской, запрещение ее деятельности и ее ликвидация;
5. признание деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и ее прекращение;
6. запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций;
Кроме того могут принимаются иные меры в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Вопрос о признании символики и атрибутики (за исключением нацистской символики и атрибутики), информационной продукции экстремистскими материалами, рассматривается судом в порядке особого производства.
Порядок проведения оценки символики и атрибутики (за исключением нацистской символики и атрибутики), информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Вступившее в законную силу решение суда о признании символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами является основанием для их уничтожения, если иное не установлено законодательными актами.
Использование государственных символов Республики Беларусь, изображений и символики, являющихся историко-культурными ценностями, а также официальных геральдических символов в целях пропаганды экстремизма, при публичных призывах к экстремистской деятельности запрещается и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Полный источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700203