РУС БЕЛ ENG

Положение

Назначение Практико-развивающиего комплекса

”Парк экологической культуры“,

его структура

1. Практико-развивающий комплекс ”Парк экологической культуры“(Далее – ПРК) создан согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь, Положению об учреждении общего среднего образования, Уставу школы для  проведения в I - XI классах учебных занятий по трудовому обучению, биологии, географии, курсу человек и мир; для организации общественно полезного труда по программе «Растениеводство», трудовой практики, проведения наблюдений в природе и опытов, исследовательской работы; выращивания рассады однолетних и многолетних цветочных растений, саженцев кустарниковых и хвойных пород,  осуществления экологического мониторинга в рамках проекта «Зеленая школа», для проведения экскурсий по ПРК, квестов, организации фотозон.

2. Функционирование ПРК позволяет решать комплекс воспитательных и образовательных задач:

- совершенствование знаний учащихся по биологии, экологии;

- формирование практических умений и навыков по выращиванию растений и уходу за ними;

- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;

- развитие интереса учащихся к изучению растений и животных;

- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, окружающей среде, деятельности по ее сохранению и улучшению;

- развитие эстетических чувств школьников, интереса к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за ними.

3. При организации общественно полезного труда, трудовой практики на территории ПРК производятся работы по выращиванию рассады, прополке и уходу за кустарниками и многолетниками, пополнение различными малыми формами.

4. На территории ПРК организованы парк-студии: ”Тропа ощущений“ ”Сад ароматов“, ”Сиреневая аллея“, ”Аптекарский пряно-ароматический огород“, ”Мельница удачи“, ”Тенистый сад“, ”Сад философа“, ”Зеленая беседка“, ”Аллея выпускников“, ”Сад камней“, ”Школьная метеостанция“, ”Смотровая площадка“. В состав ПРК входит защищенный грунт: поликарбонатная теплица для выращивания рассады однолетних цветочных культур, выделен участок, который является питомником для выращивания черенков кустарниковых и хвойных пород., оборудованы теплые деревянные грядки для выращивания овощных культур.

5. На территории ПРК обустроена смотровая площадка для наблюдения за растениями, птицами, насекомыми и беспозвоночными животными: ”Отель для насекомых“, ”Укрытие для беспозвоночных“, ”Кошкин дом“, ”Поляна для бабочек“, ”Дикий луг“.

6. В ”Зеленой беседке“ в весенне-осенний период могут проводиться уроки изобразительного искусства, факультативы художественной направленности, занятия факультативов естественно-научной направленности.

7. Вокруг участка создана естественная (из зеленых насаждений) и искусственная изгородь.

На территории ПРК установлена учебная метеостанция для осуществления экологического мониторинга, снегомерные рейки, осадкосборник, РН-метр.

8. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, первичные средства пожаротушения,  аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.

9. Участок обеспечивается водой для полива растений, кустарников, теплиц.

10. Произведенная на участке продукция может быть использована для озеленения школы и ее территории (комнатные растения, цветочные культуры открытого грунта, древесно-кустарниковые породы), а также реализована в соответствии с действующими правилами.

 

Содержание и организация работы

11. Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание рассады, посадка цветочных растений, пересадка декоративных  кустарников, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами по биологии, географии, экологии, факультативных курсов и кружков экологической направленности, факультативных занятий в рамках проекта «Зеленые школы».

12. Работа учащихся на территории ПРК организуется:

12.1. при проведении практических и лабораторных работ по предметам естественно-научного цикла, общественно полезного труда , на уроках ”Трудовое обучение“, факультативов экологической направленности факультативных занятий в рамках проекта ”Зеленая школа“;

12.2. при проведении трудовой практики, которая организуется в соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования по завершении учебного года с учащимися V–VIII классов учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки (хозяйства), на протяжении 5 дней по 3 учебных часа в день проводится трудовая практика (всего 15 учебных часов на класс).

Сроки, порядок организации практики исходя из местных условий определяет руководитель учреждения общего среднего образования.

Трудовая практика может проводиться также в лагерях труда и отдыха, а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся;

12.3. при проведении общественно полезного труда, который организуется с целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе.

Общественно полезный труд организуется из расчета 1 учебный час в неделю в ІІІ–VІІІ классах и 2 учебных часа в неделю – в ІХ–ХІ классах (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования).

Учащиеся привлекаются к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах промежутков времени, установленных в пункте 12.1 Санитарных норм и правил. В этом же пункте определены виды работ, которые могут выполняться в рамках общественно полезного труда, а также виды работ, к выполнению которых запрещается привлекать учащихся, указаны нормативные правовые акты, положения которых необходимо учитывать при организации общественно полезного труда.

В соответствии с пунктом 122 Санитарных норм и правил общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка, перчатки и другое).

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать возрастным возможностям учащихся.

13. Режим труда учащихся устанавливается в соответствии с учебным планом. Учащиеся допускаются к работе на участке после ознакомления с правилами безопасного поведения при организации работ.

14. Работа учащихся на ПРК организуется в соответствии с планом,  который включает в себя  такие разделы:

14.1. общая характеристика ПРК (площадь, комплексы, их размеры и размещение);

14.2. анализ работы за предыдущий год, задачи на новый учебный год;

14.3. задачи работы на новый учебный год;

14.4. перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений, тематика опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке заданий по проекту ”Зеленые школы“; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул, график проведения часов общественно полезного труда;

14.5. назначение ответственных из числа педагогических работников за организацию работы учащихся на ПРК;

14.6 материально-техническое оснащение ПРК: инвентарь, оборудование, удобрения, посевной и посадочный материал, спецодежда и т.д.;

14.7. формы подведения итогов работы.

15.     Итоги работы ПРК заслушиваются на Совете школы, педагогическом совете, совещании при директоре.

16. Ответственность за состояние ПРК возлагается на заведующего, назначенного приказом руководителя. Им может быть педагогический работник из числа педагогов дополнительного образования, учителей биологии, географии, трудового обучения.

17. За заведование ПРК педагогу производится дополнительная оплата в соответствии с Положением о порядке и условиях установления надбавок стимулирующего характера к окладам (ставкам заработной платы) работникам государственного учреждения образования ”Средняя школа №16 г. Орши“.

18. Заведующий ПРК несет ответственность за состояние комплекса, его развитие, за обеспечение посевным и посадочным материалом, за сохранность оборудования и инвентаря.

19. Заведующий ПРК проводит с учащимися беседы по безопасному поведению при проведении трудовой практики, общественно полезного труда, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил безопасного труда.

20. Заместитель директора по воспитательной работе совместно с заведующим ПРК определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по организации работ учащихся.

21. Заместитель директора по хозяйственной работе несет ответственность за развитие материальной базы комплекса, принимает меры по своевременному обеспечению участка инвентарем.

22. Учителя, привлекаемые к работам на комплексе при организации трудовой деятельности учащихся, проводят с учащимися беседы по безопасному поведению при выполнении работ, обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил безопасного труда.


 

ЦЕЛЬ: создание практико-ориентированной развивающей среды в целях успешной социализации учащихся ,приобщения к общественно полезному труду ,подготовки к осознанному выбору профессии.

 

ЗАДАЧИ:

- совершенствовать знания учащихся по биологии, географии, экологии, трудовому обучению;

- формировать практические умения и навыки по выращиванию растений и уходу за ними;

- формировать интеллектуальные и практические умения, связанные с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;

- развивать интерес учащихся к изучению растений и животных;

- формировать у учащихся ответственное отношение к труду, окружающей среде, деятельности по ее сохранению и улучшению;

- развивать эстетические чувства школьников, интерес к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за ними.