РУС БЕЛ ENG

Сопровождение замещающих семей

Сопровождение замещающих семей

Памятка по организации социально-педагогического

и психологического сопровождения замещающих семей

I. НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение приёмных семей, а также опекунских (попечительских) семей осуществляется в соответствии с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность по защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З (изменения и дополнения внесены Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 342-З);

Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2006 г. № 637 (далее – Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними);

Положение о приемной семье, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 (далее – Положение о приёмной семье);

Положение о детском доме семейного типа, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 289 (далее – Положение о детском доме семейного типа);

Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 г. № 73-З.

Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов.

В данные документы вносились по годам изменения и дополнения, их актуальное состояние необходимо отслеживать, используя информационно-поисковую систему «Эталон».

II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Дети-сироты (биологические сироты) – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты), – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие:

лишения родителей родительских прав;

отобрания их у родителей без лишения родительских прав;

признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными;

признания родителей безвестно отсутствующими;

объявления родителей умершими;

нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей;

заболеваний родителей, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности;

отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы;

оставления их родителями в организациях здравоохранения;

согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми;

обнаружения их брошенными;

в других случаях отсутствия попечения родителей.

Замещающая семья – форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К данной категории семей относятся  приемные семьи, опекунские, попечительские семьи.

Приёмная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приёмные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот в соответствии с Положением о приёмной семье, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора (на воспитание принимается до 4-х детей-сирот).

Опекунская (попечительская) семья – семья,  в которой дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, не имеющие статуса детей, оставшихся без попечения родителей, при временном отсутствии их родителей, воспитываются опекунами или попечителями, как правило, родственниками.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

При временном отсутствии родителей по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.п.), если ребенок оставлен ими на попечение родственников или других близких лиц, установление опеки или попечительства необязательно. При длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей опека или попечительство над их детьми устанавливается, если это необходимо в интересах детей. Такие дети не имеют статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не пользуются льготами, установленными законодательством для детей указанной категории.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающих семей в учреждении образования осуществляют педагогические работники, на которых возложены обязанности по сопровождению данных семей (педагог социальный, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатель и др.).

Сопровождение замещающих семей осуществляется по следующим направлениям:

обследования условий жизни и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей) не реже двух раз в год;

контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни в приёмных семьях:

в первые три месяца воспитания каждого приёмного ребенка – не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц: во второй и последующие годы воспитания ребенка – один раз в полугодие;

проведение диагностики: микроклимата семьи, особенностей воспитания подопечных, внутрисемейных взаимоотношений; диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей подопечных и т.д.;

оказания консультативной помощи приёмным родителям, опекунам, попечителям по вопросам адаптации детей в новой семье, воспитания и развития подопечных;

психолого-педагогическое просвещение законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

помощь в организации отдыха и досуга подопечных;

проведение коррекционной работы с воспитанниками (помощь в обучении, профилактика девиантного и делинквентного поведения воспитанников и др.);

информирование и просвещение педагогов об особенностях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, организации работы с ними.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В учреждении образования оформляется следующая документация по сопровождению замещающих семей:

1. папка с нормативной правовой документацией (см. раздел I);

2. списки воспитанников замещающих семей по категориям:

воспитанники приёмных семей;

воспитанники опекунских (попечительских) семей.

3. накопительные материалы групповых занятий и мероприятий, проводимых с воспитанниками и замещающими родителями, материалы консультаций, рекомендации и т.д.

4. на каждого воспитанника замещающей семьи формируется личное дело, в котором должны находиться следующие документы:

4.1. копия свидетельства о рождении;

4.2. копии документов, подтверждающих статус несовершеннолетнего;

4.3. копия решения районного исполнительного комитета о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего;

4.4. сведения об опекунах (попечителях);

4.5. акты обследования условий жизни и воспитания подопечного;

4.6. оценка потребностей приёмного ребенка (проводится в ходе подготовки очередного плана развития приёмной семьи, 1 раз в полугодие);

4.7. оценка потребностей приемных родителей;

4.8. план развития приёмной семьи, (составляется сроком на 6 месяцев, согласовывается с директором СПЦ, утверждается начальником отдела образования);

4.9. психологическая и педагогическая характеристики на подопечного (в обязательном порядке при переходе на следующую ступень обучения в учреждении общего среднего образования);

4.10. графики сопровождения периода адаптации (на вновь размещенного ребенка в приёмной семье);

4.11. материалы диагностических исследований, анкетирования и т.п.

4.12. «дорожная карта» занятости несовершеннолетнего во внеурочное и каникулярное время;

4.13. анализы планов развития приёмной семьи, которые не реже 1 раза в полугодие заслушиваются на совещании при директоре (педагогическом совете), медико-психолого-педагогическом консилиуме;

4.14. аналитические материалы по итогам мониторинга положения детей в замещающих семьях;

4.15. информация о близких родственниках и ближайшем окружении приёмного ребёнка;

4.16. иные материалы по сопровождению ребенка и семьи.

Кроме того, в личном деле подопечного могут находиться:

копия единого билета;

выписки по итогам прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);

иные документы, поступившие в учреждение образования, свидетельствующие о положении несовершеннолетнего в семье.

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ПОДОПЕЧНОГО

Информация, содержащаяся в акте обследования условий жизни и воспитания подопечного (далее – акт) должна быть достоверной, соответствующей текущему положению дел в семье.

При заполнении подпункта «Дополнительные сведения о жилье» оценивать безопасность, комфортность условий проживания ребенка, соответствие состояния жилья санитарно-гигиеническим требованиям.

Пункт «Микроклимат семьи» (заполняется по результатам диагностики, наблюдения, бесед с членами семьи) должен включать информацию об особенностях взаимоотношений между членами семьи, поддержании авторитета родителей, характеристику эмоционального климата семьи, привязанности и т.д.

Пункт «Характеристика семейного воспитания» должен содержать сведения не только о типе воспитания, но и оценку умения опекунов устанавливать границы и правила поведения для подопечного, особенностей семейного быта, уклада и традиций, системы поощрений и наказаний, участия опекунов (попечителей) в образовательном процессе, в формах психолого-педагогического просвещении.

В пунктах «Психофизическое развитие ребенка», «Социальное развитие ребенка» должна быть представлена как можно более подробная информация о психофизическом развитии ребенка, о занятости ребенка в учреждении образования (факультативы, кружки, секции и т.д.), в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи.

Пункт «Заключение» должен отражать качественную оценку безопасности и комфортности условий содержания и воспитания подопечного, их соответствия требованиям, установленным законодательством, при необходимости с выводами и рекомендациями по улучшению данных условий, а также анализ выполнения рекомендаций, данных в ходе предыдущего посещения.

VI. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

При переходе воспитанника замещающей семьи из одного учреждения образования в другое, по акту приёма-передачи передаются документы его личного дела.

Акты приёма-передачи документов личного дела составляются в двух экземплярах, подписываются представителями учреждений образования и хранятся в каждом учреждении.

Данная памятка обязательна для использования в работе специалистов социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, педагогических работников, на которых возложены обязанности по сопровождению замещающих семей.

свернуть

Адаптация ребёнка в семье

Как преодалеть кризисы в воспитании ребёнка

Нарушение привязанности

О доверии

Как завоевать доверие приемного ребенка?

Доверительную связь сложно установить и с родным ребенком, а с усыновленным гораздо сложнее. Даже одна необдуманная угроза, высказанная в момент раздражения, может навсегда разрушить доверие ребенка к приемным родителям. Вопрос о доверии возникает не только в приемных семьях. Доверительную связь сложно установить и с родным ребенком, а с усыновленным гораздо сложнее. Если в семье появляется не малыш, а ребенок четырех лет и старше, над завоеванием доверия придется потрудиться. К этому возрасту у ребенка уже есть прошлое, которое он помнит и которое сформировало его характер. Родителям, усыновившим ребенка нужно всегда помнить о том, что он может подсознательно испытывать страх, что приемные родители когда-нибудь откажутся от него так же, как отказались его настоящие родители. Поэтому даже одна необдуманная угроза, высказанная в момент раздражения, может навсегда разрушить доверие ребенка к усыновителям. Время для адаптации Когда вы приходите на новую работу, вам нужно время, чтобы втянуться, понять характеры коллег и стать своим в коллективе. Новому члену семьи тоже нужно время на адаптацию в вашем доме, в вашей семье. Функция приемных родителей в этом случае — ввести в курс дела. Показать, где комната ребенка, куда он может положить свои вещи, где будет делать уроки или заниматься творчеством. Также стоит проговорить привычный вам распорядок дня. Это не значит, что надо повесить на холодильник расписание, как в пионерском лагере. Просто проговаривайте вслух - «Час дня. Пора обедать!», «Почти половина десятого, надо ложиться спать, чтобы выспаться!». Спустя некоторое время ребенок подстроится под определенный график и будет чувствовать себя комфортно. Не требуйте от нового члена семьи слишком многого сразу же, особенно если вы его взяли не в младенческом возрасте. Понаблюдайте за его интересами, способностями и позвольте ему самому выбрать занятие по душе. Обещаешь — делай Семьи бывают разные. Но если мы посмотрим на среднестатистическую полную семью, мы поймем, что модели поведения в таких семьях устойчивы, неизменны. О ребенке заботятся родители и бабушки, на День рождения дарят подарки, к 1 сентября покупают школьную форму и красивый рюкзак. Если ребенок плохо учится — ругают. Если хорошо — хвалят и поощряют. А теперь поставьте себя на место приемного ребенка. Биологические мама и папа лишены родительских прав — значит, они были не в состоянии воспитывать ребенка. В детских домах отношение к успехам ребенка в школе довольно нейтральное. Главное, чтобы ходил на уроки. Ребенок не может сам выбирать вещи, которые ему нравится. Надо носить то, что дают. Получается, что у ребенка нет навыка жить по-другому сценарию. Задача приемных родителей — этот сценарий не только показать, но и сделать
привычным. Все действия должны быть предельно предсказуемы. Если ребенок разбросал свои вещи и не хочет убирать — сделайте замечание, если помог маме с уборкой — похвалите. Например, в одной из приемных семей мама долгое время читала сыну на ночь сказку. Поощряла обсуждение героев, вопросы мальчика. В какой-то момент маме показалось, что на чтение и разговоры тратится очень много времени и вообще сын умеет читать сам, поэтому ее участие в этом не обязательно. Ребенку сделали несколько замечаний: «Ты большой, сам почитаешь. Не приставай!». Таким образом, прижившаяся традиция была разрушена. Ребенок оказался в растерянности. Это недопустимо, если вы хотите завоевать доверие ребенка. Выполняйте свои обещания. Если у Вас нет уверенности в том, что сможете выделить время и вместе поехать в зоопарк — не обещайте. Решили ограничить ребенка в чем-либо после провинности — ограничивайте. Обещали купить новую игрушку — покупайте. Это трудно, но не выполняя этих условий, вы не сможете приучить ребенка к мысли о том, что вы постоянны. Что никогда не бросите его и будете поощрять еще больше, если он будет хорошо себя вести и идти навстречу во всех вопросах. Научитесь доверять Доверие — это взаимное чувство. Поэтому вопрос о том, как завоевать доверие приемного ребенка неразрывно связан с другим — как начать доверять новому члену семьи? Часто приемные родители обнаруживают, что многое из того, что говорит приемный ребенок — откровенная ложь. Он придумывает ситуации, которые на самом деле происходили не с ним или не происходили вовсе. Психолог Майя Ракита в книге «Дневник приемной матери», столкнувшаяся с враньем дочери, пишет: «Через какое-то время я стала настаивать на том, чтобы моя дочь различала, что она придумала, а что произошло в «нашем» настоящем. Я уделяла этому время постоянно». Когда ребенок врет — доверять очень сложно. И тем не менее, не пытайтесь уличить ребенка во лжи, наказать его за это. Постоянно проговаривайте вещи, которые случились сейчас, которым вы были свидетелями. Поощряйте рассказы ребенка о вашем совместном настоящем. Тогда придуманные истории будут не нужны. На них просто не останется времени. Процесс создания доверительных отношений не укладывается ни в какие сроки. В любой момент доверие может быть утеряно, и на его восстановление понадобится много времени. Будьте терпимы к своему ребенку с самого начала, уделяйте все возможное время, чтобы выслушать его и пообщаться, будьте рядом во время неудач и радуйтесь успехам. В тот момент, когда ребенок осознает, что вы никуда не денетесь, что вы способны его защитить — доверие будет вам обеспечено.

свернуть

Детское воровство

В приемную семью пришли дети - родные братья и сестры