РУС БЕЛ ENG

Идеологическое воспитание

Нормативно-правовое обеспечение идеологической работы

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ    

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Политические партии

Общественные объединения      

Профессиональные союзы

Религиозные организации

Молодежные организации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА     

Средства массовой информации.

Глобальная компьютерная сеть Интернет 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА       

свернуть

Единый день информирования

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254 в целях реализации конституционного права работников и обучающихся на получение полной и достоверной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни, об итогах деятельности органов местной власти, третий четверг каждого месяца в Волковысском районе проводится единый день информирования. К его проведению привлекаются работники государственных органов, руководители предприятий, учреждений здравоохранения и образования, деятели науки, культуры и искусства, лекторы республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание».

   ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНЫХ ДНЕЙ ИНФОРМИРОВАНИЯ.

Одной из наиболее активных форм идеологической работы являются встречи информационно-пропагандистских групп и докладчиков с трудовыми коллективами в рамках единого дня информирования.  

Единый день информирования – это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно (каждый третий четверг месяца), которые проводят члены информационно-пропагандистских групп и приглашённые докладчики.

Роль единых дней информирования, на которых выступают члены информационно-пропагандистских групп, очень велика. Они являются эффективным звеном «обратной связи» с людьми, разъясняют их права и обязанности, политику государства и решения местных властей; в ходе проведения единых дней информирования происходит обмен мнениями по наиболее актуальным общественным вопросам, не остаются без внимания проблемы города, республики, трудового коллектива.

Поступившие предложения, замечания и просьбы обобщаются, по ним принимаются меры, контролируется их исполнение.

Единые дни информирования, как никакая другая форма работы позволяют развивать плодотворное взаимодействие власти и граждан страны. В каждом конкретном случае достигается еще один эффект: упреждается недовольство жителей. Многие вопросы, озвученные на едином дне информирования, решаются более оперативно, а люди убеждаются во внимательном отношении руководителей к их проблемам. Очень важно, когда каждый член трудового коллектива реально видит, что местная власть готова решать его проблемы. Практика при этом показывает, что любой вопрос всегда проще решить на месте, в рабочем порядке, чем бюрократическими методами.

Основными задачами информационно-пропагандистских групп являются:

 -  Разъяснение идеологии белорусского государства и основных направлений проводимой государственной политики.  

 - Широкое информирование граждан страны о деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов.  

 - Изучение общественного мнения и анализ общественно-политической ситуации в стране.  

 - Определение приоритетных направлений в информационно-пропагандистской работе среди трудовых коллективов и учащихся.  

 - Оказание методической и организационной помощи членам групп, обеспечение контроля за их деятельностью.  

 - Изучение и обобщение опыта идеологической и информационной работы информационно-пропагандистских групп, подготовка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.  

 - Рассмотрение поступивших в ходе единых дней информирования обращений граждан; реагирование на анализ заявлений, жалоб во время выступлений членов информационно-пропагандистских групп.

свернуть

Праздничные дни и памятные даты

Государственный праздник - это праздник, установленный в Республике Беларусь в ознаменование события, имеющего особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавшего существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.

Решение об установлении государственных праздников и праздничных дней, наделении соответствующего события статусом государственного праздника принимается Президентом Республики Беларусь. 

Проект такого решения вносится в общем порядке, установленном для представления на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов актов Президента Республики Беларусь. К проекту прилагается мотивированное обоснование необходимости его принятия.
В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь

Проведение по случаю государственных праздников и праздничных дней официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков осуществляется в соответствии с законодательством. 

Дни, посвященные выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д., являются праздничными днями, если это установлено Президентом Республики Беларусь.

Даты, не обладающие признаками государственных праздников или праздничных дней, но связанные с определенными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаемые отдельными категориями граждан, являются памятными датами.

В Республике Беларусь могут отмечаться праздничные дни, установленные актами международных организаций, иными международно-правовыми документами.

 

Информация о праздничных днях и памятных датах

Дата

Наименование

Государственные праздники

15 марта

День Конституции

2 апреля

День единения народов Беларуси и России

9 мая

День Победы

Второе воскресенье мая

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

3 июля

День Независимости Республики Беларусь (День Республики)

Общереспубликанские праздники

1 января

Новый год

23 февраля

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь

8 марта

День женщин

1 мая

Праздник труда

7 ноября

День Октябрьской революции

Религиозные праздники

7 января

Рождество Христово (православное Рождество)

По календарю православной и католической конфессий

Пасха

По календарю православной конфессии

Радуница

2 ноября

День памяти

25 декабря

Рождество Христово (католическое Рождество)

Профессиональные праздники

в знак признания заслуг работников отдельных профессий, отраслей хозяйства и сфер деятельности

5 января

День работников социальной защиты

Первое воскресенье января

День банковских и финансовых работников

19 января

День спасателя

Последнее воскресенье января

День белорусской науки

21 февраля

День работников землеустроительной 
и картографо-геодезической службы

4 марта

День милиции

18 марта

День внутренних войск

23 марта

День работников гидрометеорологической службы

Четвертое воскресенье марта

День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства

Первое воскресенье апреля

День геолога

5 мая

День печати

7 мая

День работников радио, телевидения и связи

Третья суббота мая

День работников физической культуры и спорта

28 мая

День пограничника

Последнее воскресенье мая

День химика

Первое воскресенье июня

День мелиоратора

Второе воскресенье июня

День работников легкой промышленности

Третье воскресенье июня

День медицинских работников

26 июня

День работников прокуратуры

Последняя суббота июня

День изобретателя и рационализатора

30 июня

День экономиста

Первая суббота июля

День кооперации

Первое воскресенье июля

День работников водного транспорта

Второе воскресенье июля

День работников налоговых органов

Третье воскресенье июля

День металлурга

25 июля

День пожарной службы

Последнее воскресенье июля

День работников торговли

Первое воскресенье августа

День железнодорожника

Второе воскресенье августа

День строителя

23 августа

День работников государственной статистики

Последнее воскресенье августа

День шахтера

Первое воскресенье сентября

День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности

12 сентября

День сотрудника органов предварительного следствия

15 сентября

День библиотек

20 сентября

День таможенника

Третье воскресенье сентября

День работников леса

Последнее воскресенье сентября

День машиностроителя

6 октября

День архивиста

Первое воскресенье октября

День учителя

Второе воскресенье октября

День работников культуры

14 октября

День стандартизации

15 октября

День работников фармацевтической
и микробиологической промышленности

Последнее воскресенье октября

День автомобилиста и дорожника

Первое воскресенье ноября

День работников гражданской авиации

Третье воскресенье ноября

День работников сельского хозяйства
и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса

Первая суббота декабря

День страховых работников

Первое воскресенье декабря

День юриста

20 декабря

День сотрудника органов государственной безопасности

22 декабря

День энергетика

в ознаменование выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества

21 января

День инженерных войск

Второе воскресенье апреля

День войск противовоздушной обороны

2 августа

День десантников и сил специальных операций

6 августа

День железнодорожных войск

Третье воскресенье августа

День военно-воздушных сил

Второе воскресенье сентября

День танкистов

19 ноября

День ракетных войск и артиллерии

а также:

15 марта

День потребителя

15 мая

День семьи

5 июня

День охраны окружающей среды

Последнее воскресенье июня

День молодежи

1 сентября

День знаний

Первое воскресенье сентября

День белорусской письменности

Третий вторник сентября

День мира

1 октября

День пожилых людей

14 октября

День матери

3 декабря

День инвалидов Республики Беларусь

10 декабря

День прав человека

17 декабря

День белорусского кино

Памятные даты

15 февраля

День памяти воинов-интернационалистов

26 апреля

День чернобыльской трагедии

22 июня

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

Нерабочие дни

1 января

Новый год

7 января

Рождество Христово (православное Рождество)

8 марта

День женщин

По календарю православной конфессии

Радуница

1 мая

Праздник труда

9 мая

День Победы

3 июля

День Независимости Республики Беларусь (День Республики)

7 ноября

День Октябрьской революции

25 декабря

Рождество Христово (католическое Рождество)

свернуть

Беларусь. Основные факты

Республика Беларусь – государство в центре Европы. Граничит на северо-западе с Литвой, на севере - с Латвией и Российской Федерацией, на северо-востоке и востоке - с Российской Федерацией, на юге - с Украиной, на западе - с Польшей.

Протяженность территории республики с севера на юг - 560 километров, с запада на восток - 650 километров. Общая протяженность Государственной границы составляет 3617 километров, в том числе с Евросоюзом - 1250 километров. Площадь – 207,6 тыс. квадратных километров. По площади Беларусь превосходит такие европейские страны, как Греция, Португалия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Чехия.

Климат Беларуси умеренно континентальный. Основные его характеристики обусловлены расположением страны в средних широтах, отсутствием гор, относительной близостью к Атлантическому океану. Самый теплый месяц – июль, самый холодный – январь.

На территории Беларуси насчитывается более 20 тыс. рек. Самые крупные реки – Днепр, Западная Двина и Неман. Беларусь называют «синеокой», поскольку на ее территории находится свыше 10 тыс. озер. Самое большое озеро – Нарочь (площадь – 79,6 квадратного километра), самое глубокое – Долгое (глубина – 53,6 метра).

Сельскохозяйственные земли составляют 41% территории Беларуси, лесные земли – 42%, озера, реки и болота – 6%, другие земли – 11%.

В Республике Беларусь шесть областей – Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская, которые делятся на 118 районов.

В Республике Беларусь на начало 2018 года проживало 9491,8 тыс. человек, в городах было сосредоточено 78,1% населения, в столице Беларуси – городе Минске –1982,4 тыс. человек, или пятая часть жителей страны.

Национальный состав – белорусы (более 80%), русские, поляки, украинцы, евреи, литовцы и представители других национальностей.

Государственными языками являются белорусский и русский.

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.Действует Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

свернуть

Государственное устройство Беларуси

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов, равные права для всех. Признаны и гарантированы неотъемлемые права человека. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. 

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. 

Действует Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Беларусь - президентская республика

Глава государства - Президент Республики Беларусь. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. 

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного и равного избирательного права. 

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. 

Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Совет Республики

Срок полномочий составляет 4 года. 

В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан. 

Совет Республики - палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов - всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.

Во главе Правительства стоит Премьер-министр. 

В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Судебная власть

Судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Местное управление и самоуправление

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы, собрания и другие формы общественной деятельности.

свернуть

Конституция Республики Беларусь

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:

  • политический плюрализм;
  • закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
  • установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
  • закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • верховенство права;
  • разделение и взаимодействие властей;
  • прямой характер действия норм Конституции.

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.
Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам - важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Содержание Конституции Республики Беларусь

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства. 

В первом разделе Конституции "Основы конституционного строя" дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе "Личность, общество, государство" закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан. 

Третий раздел "Избирательная система. Референдум" закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов. 

В четвертом разделе "Президент, Парламент, Правительство, Суд" определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел "Местное управление и самоуправление" определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия. 

В шестом разделе "Прокуратура. Комитет государственного контроля" содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. 

В седьмом разделе "Финансово-кредитная система Республики Беларусь" устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения. 

"Заключительные и переходные положения" содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций. 

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона.

В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I "Основы конституционного строя", II "Личность, общество, государство", IV "Президент, Парламент, Правительство, Суд" и VIII "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" могут быть изменены только путем референдума.

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.

За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. 

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы. 

Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа. 

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. 

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 90,28% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

Полный текст Конституции Республики Беларусь размещен на портале Национального центра правовой информации Республики Беларусь

свернуть

Общество

Термин «белорус» впервые начал употребляться в конце ХVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси.

Гражданское общество

В Республике Беларусь на 1 января 2018 года зарегистрировано 15 политических партий, 29 профсоюзов, 2856 общественных объединений.

Партийная система Беларуси представлена Либерально-демократической партией, Белорусской социально-спортивной партией, Белорусской партией «Зеленые», Социал-демократической партией народного Согласия, Белорусской аграрной партией, Республиканской партией, Консервативно-Христианской партией – БНФ, партией БНФ, Республиканской партией труда и справедливости, Белорусской партией левых «Справедливый мир», Объединенной гражданской партией, Белорусской патриотической партией, Партией «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусской социал-демократической партией (Грамада), Коммунистической партией Беларуси.

Достаточно разнообразна структура общественных организаций в Беларуси. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и другим критериям. На сегодняшний день в республике действуют более 2400 таких организаций.

Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – единый национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение отраслевых профсоюзов с общей численностью свыше 4 млн человек.

Республиканское общественное объединение "Белая Русь" насчитывает в своих рядах более 132 тыс. человек. В объединение входят 6 областных, городские и районные в крупных городах организации. Количество первичных организаций - 7175.

В Беларуси работает около 400 благотворительных организаций. В числе самых авторитетных - общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия.

В Беларуси активно развивается молодежное движение. Крупнейшими и наиболее влиятельными из организаций являются Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. БРСМ объединяет свыше 480 тыс. юношей и девушек, в рядах пионерской организации состоит более 580 тыс. детей и подростков.

Активное участие в общественной жизни страны принимают ветеранские и экологические организации. 111 организаций объединяют представителей национальных меньшинств.

В Беларуси деятельность политических партий, общественных организаций, профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь «О политических партиях», Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 года форм непосредственной демократии, среди которых следует особо отметить референдум, выборы и Всебелорусское народное собрание.

Социальная политика

Для современной Беларуси характерен высокий уровень социальной защиты населения. Каждый житель страны имеет право на качественное бесплатное здравоохранение и образование. 

Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и предоставляется возможность находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет. 

Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения - пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.

Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом поддержка должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. 

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития предусматривают:
- равенство мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
- право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
- право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
- справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
- право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- право на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Планомерность государственного курса заключается и в поддержке талантливой молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Церковь и религия

Особенностью Беларуси является поликонфессиональный уклад ее религиозной жизни. 

На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.

В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога.

Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». 

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.
 

В Беларуси действуют 3524 зарегистрированные в установленном законодательством порядке религиозные организации 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3350 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские и общины других религиозных направлений).

Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1681 общину, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн человек). На 1 июля 2017 г. в состав РКЦ в Беларуси входят 4 епархии, 496 католических общин, 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организации представлены 1033 общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.

Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (521 община), евангельских христиан баптистов (280 общин), адвентистов седьмого дня (73 общины).

Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое насчитывает 27 общин.

В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 52 общины, 10 из них имеют автономный статус, располагают 9 культовыми зданиями, 1 духовным учебным заведением.

В республике действуют 24 мусульманские религиозные общины, 8 мечетей и 2 молитвенных дома, в том числе Соборная мечеть в г.Минске, официальное открытие которой состоялось 11 ноября 2016 года с участием Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Т.Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистская община в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет.

Межнациональные отношения

На 01 июля 2017 г. в Беларуси зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных объединений представителей 26 национальностей. Среди них - имеющие статус международных, республиканских и региональных. Основные уставные задачи – это культурно-просветительская и благотворительная деятельность.

При объединениях созданы творческие коллективы, работают воскресные школы по изучению языка и культуры своей исторической Родины. Национально-культурные общественные объединения активно участвуют в мероприятиях, посвященных государственным праздникам Беларуси, других событиях республиканского и местного значения и вносят значительный вклад в духовную жизнь белорусского общества.

При Уполномоченном по делам религий и национальностей с 2006 года работает Консультативный межэтнический совет, в состав которого входят руководители 26 национальных общностей, представляющих более двухсот национально-культурных объединений.

свернуть

Проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения

На Национальном правовом интернет-портале 27 декабря обнародован проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения.


Координация работ по сбору и обобщению откликов граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, вынесенному для всенародного обсуждения, проводится Национальным центром правовой информации.

Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации: по электронной почте sbor@ncpi.gov.by; посредством заполнения электронной формы, находящейся на Национальном правовом интернет-портале по адресу https://sbor.pravo.by; в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой "Конституция". 

Скачать проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь можно по ссылке:  https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution/constitution_project

свернуть