План декады по профилактике насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних, а также со стороны самих несовершеннолетних
(23.11 – 25.11.2023год)
№
|
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Размещение информационных листовок, буклетов по предупреждению насилия в семье, а также телефонов и пунктов помощи пострадавшим от домашнего насилия
|
23.11
|
Педагог-психолог
|
2.
|
Рекомендации для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
|
24.11
|
Педагог-психолог
|
3.
|
Консультация для родителей «Насилие в семье»
|
25.11
|
Классные руководители
|
4.
|
Оформление стенда «Знать сегодня, чтобы жить завтра. Стоп насилию»
|
23.11
|
Педагог-психолог
|
5.
|
Классный час «В моей семье всегда солнце»;
Коллективная беседа «Как прекрасен этот мир»;
Классный час «Добро против насилия»;
Классный час «Как не стать жертвой преступления»;
Беседа «Как преодолеть школьный буллинг?» Классный час-презентация «Буллинг как разновидность детского насилия» (9-11 класс)
|
1 классы
2-4 классы
5-е классы
6-е классы
7-9 классы
9-11 классы
|
Классные руководители, (по графику проведения классных часов)
|
6.
|
Информирование родителей (законных представителей) учащихся о функционировании «кризисных комнат», «телефонов доверия» и организаций оказывающих психологическую помощь по территориальному признаку через приложение – мессенджер Viber
|
в течение недели
|
Педагог-психолог, классные руководители
|
7.
|
Занятие «Поговорим о правах человека»
|
25.11, 7-8 классы
|
Педагог социальный, классные руководители
|
8.
|
Подведение итогов недели
|
25.11
|
Педагог-психолог
|
Заместитель директора по ВР Т.В.Губенкова
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Психологи говорят о явлении: Окаменение души и сердца.
Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:
- Дети чувствуют себя не жертвами, а ответственными за происшедшее.
- Дети боятся, что взрослые им не поверят.
- Дети верят в угрозы со стороны обидчиков.
- Дети не хотят расстраивать взрослых.
- Дети не могут говорить о «мерзких» вещах.
- Дети затрудняются описать то, что ними случилось.
- Дети приучены не «болтать».
- Дети воспитаны в уважении к взрослым и боятся доставить неприятности обидчику, просившему их сохранить все в тайне.
- ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
- насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.
Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие;
- сексуальное насилие;
- психическое насилие;
- пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.
Физическое насилие над детьми– нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой
Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми - постоянное или
периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Виды психологического (эмоционального насилия):
- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребенка;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- принуждение к одиночеству;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- похищение ребенка;
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенк
Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.
Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка- отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.
Экономическое насилие
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
Обратите внимание на особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:
- Младший школьный возраст:стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
- Подростковый возраст:побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.
Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный"ребенок.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
- Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Беседа «Как преодолеть школьный буллинг?»
Цель: профилактика буллинга в школьной среде.
Задачи:
- Формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как травля,
- буллинг, психологическое насилие.
- Развитие навыков выхода из ситуаций травли.
- Воспитание толерантного отношения к сверстникам.
- Развитие навыков межличностного взаимодействия.
Оборудование: картинки, презентация
Методы: словесный, наглядный
Ход классного часа
Классный руководитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Ребята, бывает, что какой-то человек не нравится другим, потому что чем-то отличается от них. Особенно часто такое явление встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети
не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и постоянно дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют.
Ученик:
У этого явления есть название – буллинг.
Буллинг (от глагола bully - запугивание)- это регулярный (физический и/или психологический террор в отношении человека.
В буллинге участвуют три стороны: жертва, зачинщик и последователи.
Кто же такие жертвы буллинга?
- Чувствительные, застенчивые замкнутые, очень эмоциональные, но эмоции не выплескивают, а переживают внутренне.
- Часто тревожные, имеющие заниженную самооценку.
- Часто не имеют ни одного друга, успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками.
- Мы все знаем, что издеваться над людьми плохо. Как же так, может эти девочки не знают? Или они очень плохие люди?
Ученик:
Типичные черты учащихся, склонные становиться агрессорами буллинга:
- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
- импульсивны и легко приходят в ярость;
- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
- не испытывают сочувствия к своим жертвам;
- если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием, будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Последователи – те, кто поддерживает зачинщика или просто стоит в стороне. Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле неплохих, в общем-то ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности.
Сегодня жертва – кто то, а не я. И очень важно, чтобы всё так и осталось. Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно.
Ученик:
Типы буллинга:
- Физическая агрессия
2.Словесный буллинг
- Запугивание
- Изоляция
5.Вымогательство
- Повреждение имущества
Классный руководитель:
То, о чем мы сегодня говорили — недопустимо. Никогда и ни в каком случае не оправдано. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Консультация «Насилие в семье»
Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.
4. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
· Они преподают ребенку урок насилия.
· Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
· ни рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
· В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.
· Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
· что он не заслуживает уважения;
· что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
· что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
· что насилие - это проявление любви;
· что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
· что от взрослых нет защиты.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ
Если ребенка лишь критиковать,
Он научится все отрицать!
Если он видит вокруг лишь врагов,
Будет драться вечно готов.
Если все время над ним издеваться,
Будет собственной тени стесняться.
Если взрослых поступки постыдные,
За себя постоянно ему будет стыдно!
Но если взрослые проявляют терпение,
Будет и он терпелив без сомнения!
Если поддержка его окружает,
В себе он уверенность приобретает.
Щедро хвалите его и тогда
Будет он жизнью доволен всегда!
Будьте к нему справедливы, люди,
И справедливым ребенок Ваш будет!
Коль в безопасности будет малыш,
Этим доверье его укрепишь!
А одобрение, чувствуя Ваше,
Он сам себе будет нравиться чаще!
Любите его таким, каков он есть,
Ему не нужны заигрывания и лесть,
И он, как это свойственно детям,
Любовью горячей на это ответит.
Дороти Ло Нолте
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
- Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.
- Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
- Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
- Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
- Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.
- За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.
- Ребенок не должен бояться наказания.
- Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
- Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
- Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Занятие «Поговорим о правах человека»
Цели:
- объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
- сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
- закрепить знания о правовом статусе личности;
- сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Основные понятия:
- права человека;
- принципы прав человека;
- поколения прав человека;
- толерантность;
- декларация;
- Всеобщая декларация прав человека;
- механизм защиты прав человека;
- правовой статус личности.
Ход мероприятия:
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.
- Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
- Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
- О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)
- Какими правами обладает человек?
- Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?
- Какие документы закрепляют права человека?
Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.
Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».
Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.
В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.
- Что это за организация?
- В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
- В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.
- Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.
Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.
«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.
По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.
В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.
Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.
Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?
Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?
Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.
Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)
Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?
Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».
Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).
В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.
В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.
Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)
Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?
«Конкурс знатоков права»
ЗАДАНИЕ 1.
Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:
1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;
1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;
3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
- бесплатное образование
- активность в приобретении знаний
- уважать мнение всех учащихся и учителей
- удобное рабочее место
- посещать школу в предназначенное для этого время
- зашита личной собственности
- посещение школьных мероприятий
- не пропускать занятия без уважительных причин
- вести себя корректно на переменах и уроках
- деловое сотрудничество с учителем
- соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
- беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»
Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
- купить мотоцикл
- продать мотоцикл
- прогулять стипендию с друзьями
- заложить в ломбард свои золотые сережки
- продать свой CD-плеер
- открыть счет в банке
- зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
- заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
- быть председателем кооператива
- вступить в брак
- работать по трудовому договору
- обучаться вождению автомобиля на дорогах
ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12
ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»
ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.
ВОПРОСЫ:
Какое правонарушение совершили ребята?
К какому виду ответственности относится данное правонарушение?
Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему
ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности
Подведение итогов игры.
«Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Классный час по теме:
«Как не стать жертвой преступления»
Цель:
- обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся и профилактика правонарушений.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- формирование представления учащихся о безопасном поведении,
- выработка и закрепление правил безопасного поведения,
- практическое применение правил безопасного поведения,
- формирование активной гражданской позиции, самостоятельности.
Данный классный час проводится в форме круглого стола с использованием в ходе его проведения методов:
- ролевые игры;
- работы в группе;
- мозговой штурм;
- частично-поисковый метод.
Тематическое содержание составляют данные криминалистики (в частности виктимологии), психологии и практические рекомендации по правилам безопасного поведения.
Оборудование:
- памятки для учащихся;
- темы агиток;
- рабочие листы для групповой работа, маркеры, клей, ножницы;
- презентация;
- мультимедийное оборудование.
Термины и понятия: виктимология, виктимность, жертва, насилие.
Предварительная подготовка:
- участники от каждой группы готовят материал по определенным вопросам;
- подборка иллюстраций;
- участники ролевой игры получают задание заранее.
Ведущий.
В последнее время острее ставится вопрос предупреждения, профилактики преступлений, на первый план выходит виктимологическая профилактика. Что же такое виктимология?
Первый участник.
Термин «виктимология» производная от него происходят от латинского слова - жертва, и греческого - учение, применительно к теории и практики предупреждения преступности, речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений. (лат. – victima, англ. – viktim, франц. – viktime, откуда и название самой науки). Виктимность (лат. victima – жертва) – свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. Определение Ежи Бафия: «Часть криминологии, занимающаяся участием физического лица-жертвы в формировании криминогенной ситуации (преступности)».
Второй участник.
Всё мировое сообщество с 40-х годов прошлого века последовательно проводит в жизнь идею защиты жертв преступлений, к сожалению, долгое время правоохранительные органы были сориентированы односторонне на работу вокруг преступления и преступника, без должного внимания к жертве преступления. До сих пор нет полного учета потерпевших, не изучаются их личностные особенности. Виктимология - это учение о жертвах преступления. Преступность в России растет и становится все более опасной, множество людей становится жертвами преступников. Очевидно, что всестороннее изучение жертв необходимо, поскольку немало потерпевших оказывается в этой роли в силу опасного для них, но вынужденного поведения.
Третий участник.
Опыт борьбы с преступностью подтверждает истину: преступления могло бы и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность или дала достойный отпор. Часто человек может защитит себя сам, предотвратить ситуацию или выйти из создавшейся ситуации с наименьшими потерями. Виктимология изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности. Виктимология разрабатывает теории, прогнозирующие вероятность стать жертвой преступления, методы работы с жертвой, а также методы защиты потенциальных жертв.
едущий.
Сегодня мы с вами должны выработать правила, которые позволят избежать преступлений, сохранить жизнь и здоровье. Выполнять задания будем по группам, каждой группе за 3 минуты необходимо дать определение понятия «жертва преступления».
1 задание.
Работа в группе (2 минуты).
Всем учащимся в группах даётся задание дать определение понятию «жертва». Метод мозгового штурма, принимаются все варианты ответов, затем анализ, ответ группы.
Затем все ответы обобщаются, и даётся общее понятие «жертва».
Ведущий.
Обобщая ответы, дает определение.
Жертва преступления - это физическое или юридическое лицо. подвергшееся преступному посягательству. Криминологическое понятие жертвы преступления охватывает также возможную, потенциальную его жертву. Потенциальная жертва преступления - это лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами. Жертва преступления может быть реальной или потенциальной, невыявленной или скрытой от учета, прямой или косвенной. Способность индивидуальных свойств повышать криминальную уязвимость объекта преступного посягательства именуется виктимностью, а способность снижать эту уязвимость - анти-виктимностью. Наша цель – выработка анти-виктимности.
Известный специалист по выживанию человека Яцек Палкевич сформулировал принципы безопасности следующим образом:
- предвидеть опасность;
- по возможности избегать её;
- при необходимости действовать.
На основе этих принципов сформулированы правила безопасного поведения, памятки есть у каждого на рабочем столе.
2 задание.
Работа в группе.
Каждый учащийся получает памятку с правилами безопасного поведения и в течение 5 минут группа должна подобрать по одному, двум примерам к каждому правилу.
Памятка
- Практиковать ответственное поведение. Это такое поведение, при котором человек берет на себя лично определенное обязательство и исполняет их.
2.Быть готовым потратить время и деньги для обеспечения собственной безопасности.
- Практиковать отказ от групповых мероприятий, особенно в нетрезвом виде, с целью приучить окружение к вашей автономности.
- Разработать систему повседневной безопасности: график телефонных звонков, определённые маршруты в тёмное время суток и т.д.
- Стремиться выглядеть не привлекающим внимания преступников.
- (Данное правило учащиеся формулируют самостоятельно после проведенного классного часа).
После обсуждения в группах, представитель каждой группы предлагает свои примеры, повторы не допускаются. Ведущий подводит итоги и делает выводы о том, что очень часто человек может защитить себя сам, предотвратив опасную ситуацию. Предлагает зачитать правила «5 НЕ»
Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей
Никогда НЕ садиться в чужую машину
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе
Никогда НЕ молчать, если что-то подозрительно,
но кричать и бежать в людное место.
3 задание.
Конкурс защити себя сам (10 минут).
Работа в группе.
А) Каждая группа получает задание описать правила безопасного поведения, по теме: «Возвращение вечером домой», используя ключевые слова: маршрут, ключи, телефон, лифт и другие. Представитель каждой группы зачитывает свои правила, обсуждение, составление общих правил по результатам работы групп.
Б) Выработать вариант безопасного движения по маршруту «Остановка -дом» , «Школа – дом», «Библиотека – дом» и д.р. Все варианты дети записывают на листах, маршрут изображают схематически. После окончания работы подводится итог. Каждая группа вывешивает на доску свои варианты безопасного поведения и маршруты. Остальные участники могут задать вопросы по работе (не более 2), в итоге обсуждения остаются правила поведения, которые сформулировал класс, выявляются лучшие безопасные маршруты.
Ведущий.
Просит ребят вернуться к Памятке к п.3. Огромное количество правонарушений являются групповыми, особенно это характерно для людей в возрасте 14-18 лет, именно тогда проявляются такие виктимные виды поведения как употребление алкоголя, наркотиков, фанатизм. С одной стороны - человек не может жить изолированно от других, с другой стороны - нужно уметь выйти в определенный момент, показав свою автономность.
Первый участник
Алкоголизм- первая научная формулировка алкоголизма была дана Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицинских, философских и химических аспектах употребления алкоголя и о его влиянии на организм человека. Влечение к алкоголю Троттер рассматривал как признак психического заболевания. АЛКОГОЛИЗМ — злоупотребление алкоголем. Принято выделять 1) пьянство бытовое — ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без появления признаков привыкания; 2) алкоголизм хронический; 3) психоалкоголизм
Второй участник
Наркома́ния (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они и являются наркотиками. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Третий участник
Фанатизм - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность определенным убеждениям, выражаемая в деятельности и общении. Сопряжен с готовностью к жертвам. Преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Фанатизм — феномен психологии групповой. Для фанатиков, находящих поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.
Ведущий
Именно этим виктимным формам поведения нужно уметь противостоять. Каждый человек должен уметь не только высказать свое мнение, но и отстоять его. Ролевая игра «Отказ» должна помочь выработать различные причины отказа, которые можно использовать в реальной жизни.
Ролевая игра «Отказ» (3 минуты).
Ведущий обращается к каждой группе с предложением «Выпей вина!», а каждая группа должна сформулировать свой отказ. Группы отвечают по цепочке, игра заканчивается, когда начинаются повторы одной мысли.
Ведущий предлагает игру «заезженная пластинка».
Ролевая игра «Заезженная пластинка» (3 минуты).
Предварительно выводятся за дверь 2 ученика, каждый из которых получил инструкцию.
Первый ученик будет предлагать выкурить сигарету с коноплей, всячески уговаривая другого, меняя интонации, используя любые вербальные и невербальные средства, с целью получить согласие.
Второй ученик инструктируется так, чтобы на предложение первого, как он только закончит последнее слово своей уговаривающей фразы отвечать следующим образом: «Я тебя понял. Я не буду», «Мне ясно, что ты говоришь, я не буду», «Я понял, что ты имеешь в виду, я не буду». Говорить можно, повторяя их «по кругу», с разными интонациями, но запрещается говорить какие либо другие фразы.
Цель игры: получить долгую паузу между аргументами первого ученика.
Игра прекращается после длительной паузы.
После игры ведущий делает вывод, что если человек твёрдо решил что-либо не делать: «Я не буду», он имеет на это право и не должен ввязываться в дискуссии, только такой метод позволяет принципиально исключить возможность быть втянутым в невыгодные дискуссии.
4 задание
Нарисовать агитку, выполнить коллаж по группам (7 минут).
Темы агиток, коллажей предлагает ведущий:
«Нельзя открывать дверь незнакомым людям»,
«Нельзя появляться с крупной суммой денег без надлежащей охраны», «Нельзя входить в лифт с незнакомыми людьми» и т.д.
Придумать девизы по своей теме. В ходе выполнения работы используют материалы, подготовленные дома. В итоге задания можно организовать выставку работ по этим темам и озвучивание девизов к каждой агитке.
Ведущий подводит итог занятия.
Сегодня на занятии мы отрабатывали правила, которые помогут вам защитить и обезопасить себя, выработали анти-виктимность.
Помните, что безопасность каждого из нас во многом зависит от нас самих, берегите себя и своих близких.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------