РУС БЕЛ ENG

Семинар-практикум «Контроль родителей за выполнением домашних заданий»

Семинар - практикум

«Контроль родителей за выполнением

домашних заданий»

(для родителей и учащихся 2 класса 1 четверть)

 

Енучёнок Татьяна Сергеевна, учитель начальных

классов ГУО «Средняя школа № 16 г. Орши»

 

Цель: показать родителям важность развития у детей привычки к регулярной самостоятельной работе

Задачи:

- рассмотреть функции домашнего задания, определить главное назначение домашнего задания;

- выявить проблемы взаимодействия родителей и детей в ходе выполнения учащимися домашних заданий;

- отработать с родителями приёмы поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома;

Основная часть

Постановка проблемы:

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Школьник каждый день получает новые знания в школе, просиживая по 5-6 часов за партой, приходит домой и должен снова садиться за тетрадки и учебники, выполняя домашнее задание. Но если в школе детям помогает учитель ориентироваться в новых знаниях, то дома ребенок остается один на один со своими вопросами. И тогда ребенок просит помочь своих родителей. Но в наше бурное время почти все родители работают и к вечеру уже сильно уставшие. Поэтому мамы и папы нашего времени мечтают, чтобы дети сами выполняли домашнее задание. А я думаю, что помощь родителей во 2 классе для ребенка очень важна.  А для чего вообще задают домашнее задание?

Домашнее задание, по мнению психологов, является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению.

Домашнее задание выполняет различные функции:

Одной из главных является помощь в освоении знаний и тренировке навыков в том случае, если ученик долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Третья функция – научить рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Потому что на уроке ученики решают задачу вместе и если есть ошибки, то учитель их исправляет. Дома каждый ребёнок думает сам и может проверить и исправить ошибки сам.

Главное назначение домашнего задания:

- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую раcслабляет ученика.

Бывает, родители сидят с детьми всё время пока ребёнок выполняет домашнее задание и ребенок перестаёт думать, он всё спрашивает у родителей, превращаясь в домашнего ленивца, который ждет от мамы готового ответа. Такие дети потом перестают справляться и с классной работой.

Важно, чтобы родители контролировали и проверяли выполненные домашние работы, но не решали их за ребенка. Родитель должен помогать, если у ребенка возникли трудности в освоении учебного материала, при этом сохранять чувство самостоятельности школьника.

 

Вопросы для обсуждения:

- Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.

- Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.

- Продолжительность выполнения домашнего задания во 2 классе.

- Каким должно быть рабочее место учащегося?

- С какого предмета лучше начинать приготовление уроков?

- Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

- Организация  самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома в процессе выполнения домашнего задания.

 

Методические указания: практикум для родителей и детей

Предварительная подготовка :

консультирование с педагогом психологом при подготовке вопросов для обсуждения и проблемных ситуаций;

подбор упражнений для организации групповой работы с родителями;

подготовка карточек для групповой работы родителей, составление памяток для родителей и детей;

Оборудование:  карточки для игры «Разброс мнений», цветная нитка, , памятки и таблица и карточки «Режим учащегося 2 класса», памятки для каждого родителя; чемоданчик.

Форма организации: практикум

Методы и приёмы работы: ролевая игра, диспут, метод ассоциаций, упражнение.

Ход занятия:

- Здравствуйте, уважаемые ребята и родители.

Крикните громко и хором друзья,

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ.

Помочь откажете нам? (нет)

Ещё хочу спросить вас я:

Активными все будем? (да)

 

Упражнение «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива родителей, единство цели занятия.

Педагог: Попрошу всех участников выйти на середину классной комнаты,  и образовать единый круг. У меня в руке ниточка. Сейчас я передам ниточку одному из Вас. Тот, у кого в руках нить, один её конец оставляет у себя, а другой конец нити передаёт по кругу, постепенно разматывая её и произносит  одно  слово, которое у него возникает на фразу «Домашнее задание» ( уроки, черновик, задача, ответственность, плач, радость…)

Педагог:

– Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой.

Наше занятие посвящено сегодня самой важной теме: «Контроль родителей за выполнением домашних заданий»

Вступительное слово педагога:

Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа.

Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача – научить правильно учиться.

 

Игра «Разброс мнений» (Приложение1)

Цель: выявление общественного мнения по вопросам контроля родителей за выполнением учащимися домашних заданий

Родителям раздаются карточки с первыми словами предложения, и они должны его продолжить.

Обсуждение

 

Информирование родителей

Одной из главных функций домашнего задания является: выравнивание знаний и умений ребёнка, его навыков в том случае, если он долго болел либо много пропустил или же не усвоил какую – то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – развитие у ученика самостоятельности, усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

 

Упражнение «Обсудим ситуацию» (работа в группах)

Цель: активное вовлечение каждого участника в процесс

Сейчас мы поиграем в ситуации, которые часто возникают в семьях.

 

Задание для группы 1. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным)?

Обсуждение

(Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку было понятно, что ему надо сделать и как, — тем больше будет его желание все выполнить; найдите, за что можно ребенка похвалить.)

 

Задание для группы 2. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям ?

Обсуждение

(Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.)

 

Задание для группы 3. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

Обсуждение

(Решение. До тех пор пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.)

 

Задание для группы 4. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Обсуждение

(Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

- на строчку, где допущена ошибка;

- на слово с ошибкой.

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

 

Педагог:

Контроль над домашним заданием должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: Какие отметки? Выполнил ли уроки?

Родители должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ребенку включиться в учебный процесс. Помочь детям почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  1. организация режима дня;
  2. контроль за выполнением домашних заданий;
  3. приучение детей к самостоятельности.

 

Советы родителям

Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть» за уроками?

Важную роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: что у тех, кто хорошо учиться, есть конкретно установленное время  для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или в дом пришли гости.

 

Задание: Составить режим дня школьника по организации домашнего задания

(работа в паре: родитель и ребёнок) (Приложение 2)

Цель: научить ценить своё и чужое время, соблюдать режим дня, который послужит успехом к качественному выполнению домашнего задания.

 

Упражнение  «Лови ошибку»

Цель: проанализировать ситуацию, выявить ошибки.

 

Семья Иры занимает большую, светлую комнату. Но, к сожалению, в этой комнате не нашлось места для небольшого столика, за которым Ира могла бы учить свои уроки. Поэтому девочке приходится заниматься за разными столами, но все они велики для неё.

Очень часто девочке приходиться пристраиваться даже на кухонном столе или дождаться. Немало горя причиняет девочке трёхлетний братишка. Он так и пытается стащить со стола её тетради, учебники, кричит, дёргает за платье. А взрослые тем временем смотрят телевизор. Ира делает страшные усилия, чтобы разобраться в том, что задано учителем, но, конечно, безуспешно. Утомившись от бесплодного умственного напряжения, Ира через час тоже подсиживается к телевизору. Взрослые не возражают: ведь девочка что-то писала, читала, значит, задание выполнила. Да и велико ли задание в младших классах? А фильм так интересен! И родителям так хочется досмотреть его до конца. Передача закончилась в 11 часов вечера, трёхлетний Витя уже заснул прямо на коленях у мамы. Пока малыша раздевают и кладут в кровать, Ира, так и не приготовив с вечера всё необходимое, раздевается и ложится спать.

Педагог:

Ребёнок должен садиться за уроки не только в  одно и тоже время, но и на постоянное рабочее место. 

На столе всё должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К. Гастев утверждал, что если рабочее место в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настаивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Необходимо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из бумаги.  Возле стола желательно разместить ( на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами календарь и расписание уроков.

Если жилищно- материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой  ребёнок выполняет домашние задания. Духота  и шум снижают скорость и эффективность в три раза и во столько же ускоряют утомляемость. Температура в комнате должна быть +18…22С

Нередко родители задают  вопрос, с какого учебного предмета лучше начать приготовление уроков: с трудного или лёгкого?

Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого учебного предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ребёнок включается в работу медленно, то ему следует начать с более лёгких и лишь постепенно переходить к трудным.

Продолжительность работы по приготовлению домашнего задания

В соответствии с действующими санитарными правилами и нормами суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать во II классе - 1,2 часа, в III и IV классах — 1,5 часа.

Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

 

Ситуация

- Рита, садись за уроки! – уже в который раз говорит она девочке, но та будто не слышит.

- Где твой портфель? – беспокоится мать. Вместо Риты она сама отыскивает портфель, достаёт тетради, книги, раскладывает их на столе, готовит ручки, карандаши.

- Иди уже! Всё готово!

Девочка медленно, нехотя садится за стол. Мать не отходит, пока она не приготовит всех уроков…

Обсуждение:

Однако в этой важной воспитательной работе нельзя следовать примеру мамы первоклассницы Риты.

Эта мама, тратя много времени на задания Риты, приносит дочке только вред, ибо не приучает её к самостоятельности и организованности в учёбе.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. 

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы не манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря что бы ни случилось- уроки должны быть сделаны всегда и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

        

Подведение итогов

Контроль за выполнением домашних заданий ( Приложение 3)

Всем родителям раздаются советы, которые они заберут с собой.

 

Ученикам я предлагаю памятки «Как готовить домашние задания», чтобы домашние уроки были легкими и приятными. (Приложение 4)

 

Рефлексия

«Чудесный ларец» (чемоданчик).

Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на занятии.

Дорогие родители и ребята, спасибо за Ваш труд, за активное участие в нашей встрече.

 

Список использованных источников:

 

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
  2. Гребень, З. И. Домашние задания – это интересно // Русский язык и литература. – 2006. – № 7. – С. 19–23.
  3. Ермоленко, И.А. Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся: методические рекомендации / И.А. Ермоленко. — Витебск: государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», 2021. — 57 с.
  4. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы / Н И. Дереклеева. - М.: «ВАКО», 2004. - 252 с
  5. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания: Кн. Для учителя: Перевод с нем. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.
  6. Работа с родителями в начальной школе. Учебно- методическое пособие/Авт. Сост. Н.В. Амасович.-Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2003.-31 с
  7. Рассудовская, Н. Н. Домашние задания творческого характера для всего класса / Передовой опыт преподавания математики в школе и профтехучилище. Вып. I. Обучение математике: как и зачем? Состав. Курлюмова, Н. А. – М., 1993.
  8. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: Изд-во: Владос, 2001. – 96 с.

 

 

 

 

Приложение 1

- У нашего ребёнка для выполнения домашнего задания есть специальное место…

- Продолжительность выполнения домашнего задания ребёнком….

- Самостоятельно справляется  с…

- Готовит с трудом…

- Наша помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий заключается в….

- Когда ребёнок учит уроки, мы…

- Если ребёнок выполнил небрежно домашнее задание, то…

- Мы думаем, что на воскресенье…

- При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…

- Если ребёнок включается в работу сразу, то…

- Если ребёнок включается в работу медленно, то…

      - Какие предметы требуют больших затрат времени?

      - Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Составление режима дня школьника

 (восстановить в правильном порядке )

 

Дорога из школы домой

7.00

 

Зарядка, туалет

 

7.00-7.20

 

Занятия в школе

 

7.20-7.35

 

Обед

 

7.35-7.45

 

Пробуждение       

8.00 -13.00

 

Выполнение домашних заданий   

13.00 -13-30

 

Завтрак

 

13.30 -14.00

 

Дорога в школу

 

14.00 -16-00

 

Прогулка на воздухе, кружки     

16.00 -18.00    

 

Свободные занятия   

 

18.00- 19.00

 

Сон

19.00-19.30

 

Ужин

19.30 -20.30

 

Приготовление ко сну

 

20.30 -21.00

Чтение книг, спокойные игры

21.00 -7.00

 

 

 

Приложение 3

 

 

Контроль за выполнением домашних заданий

Совет 1 .  

Прежде чем садиться с ребёнком за уроки необходимо спланировать совместную деятельность в соответствии с режимом дня на определённый день   Совет 2.

Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания

Совет 3.

Требуйте от  своего ребенка внимательного прочтения инструкции по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов

Совет 4.    

Подскажите ребёнку,  что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение);

Совет 5.

Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится;

Совет 6.

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

 

И самое главное, родители и учителя не должны забывать, что дети все разные, к каждому нужен свой подход и жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий!

 

 

 

Приложение 4

 

 Памятка «Садимся за уроки»

■ приступать к домашней работе нужно в точно установленное время;

■ прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

■ приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;

■ старайся все затруднения разрешить самостоятельно;

■ о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;

■ забыл правило — постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;

■ начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Письменные задания:

■ внимательно прочитай задание;

■ повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;

■ после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;

■ ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.

Устные задания:

■ посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;

■ прочитай задание по учебнику;

■ выдели основные части, главные мысли текста;

■ прочитай задание вторично;

■ составь план прочитанного;

■ расскажи по плану;

■ повтори рассказ;

■ следи за интонацией, темпом речи;

■ не спеши, говори ясно, четко.

К решению задач:

■ прочитай внимательно задание, если не понял содержания — прочитай еще раз, подумай;

■ повтори условия задачи и ее вопросы;

■ подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;

■ подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;

■ подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;

■ проверь ход решения, ответ.

К выполнению заданий по русскому языку:

■ внимательно прочитай задание;

■ подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;

■ если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;

■ выполняя задание, сверяйся с правилами;

■ проверь работу;

■ если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.

К выполнению заданий по чтению:

■ прочитай текст;

■ если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);

■ если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;

■ перечитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.